top of page
Suche
AutorenbildMargarita Geist

Роль отца на самом раннем этапе развития ребенка

Aktualisiert: 2. Nov. 2020

Для нас всех очевидна роль матери в жизни младенца. А в чем же заключается отцовская функция? Когда я задаю этот вопрос в своем окружении, я, как правило, получаю вариации ответов, которые можно разделить на две группы: "чтобы поддержать мать и ее эмоциональное равновесие" и "действительную важность отношения с отцом приобретают позже, примерно лет с трех". То есть, в чем заключается особенность связи между отцом и младенцем, остается не совсем ясным.

В современном психоанализе роль отца в самом раннем детстве описывает так называемая Теория Триангуляции. Она тесно связана с концепцией Эдипова комплекса, но в то же время это более актуальная и универсальная теория. К тому же, она описывает более ранний период жизни - до трех лет.


Концепция Эдипова комплекса, которая является истоком для теории триангуляции - это одна из самых спорных и, в тоже время, одна из основных концепций психоанализа. Главное, не понимать ее буквально. Если абстрагироваться от физиологичности изложений Фрейда, то всё становится вполне доступным современному разуму.


Несмотря на общую осведомленность касательно Эдипова комплекса, все-таки приведу основные пункты, в качестве короткого введения в тему:

  • эдипальная констелляция предполагает наличие троих: ребенок и двое взросых, исполняющих роль родителей

  • ребенок находится в состоянии соперничества с родителем своего же пола, одновременно нуждаясь в его признании

  • характерно проявление инфантильной сексуальности, ревность, конкурентные отношения между поколениями

Цели успешного преодоления эдипальной ситуации:

  • осознание и принятие границ между поколениями

  • уверенность в собственной принадлежности к определенному полу

  • уверенность в собственной привлекательности, состоятельности, "потентности"

  • спокойная, непринужденная способность конкурировать (не форсируя конкурентных ситуаций и не избегая их)


Базой для здорового преодоления эдипальной ситуации является успешный процесс триангуляции в первые 2-3 года жизни ребенка, то есть в доэдиповый период.

Что же это за важный процесс? Как известно, в первые недели и месяцы жизни ребенок находится в слиянии с матерью. Для того, чтобы выйти из этого слияния, отделиться от матери, ребенку нужен третий объект. Для чего? Каждый младенец так или иначе сталкивается с фрустрациями. Не всегда его потребности удовлетворяются моментально, иногда матери не оказывается рядом.


В первые месяцы жизни ребенок не может представлять себе отсутствующую мать. Если ее нет с ним - в его представлении ее нет вообще. И чтобы справиться с ее отсутствием в моментом восприятии, младенцу нужно постепенно сконструировать какое-то представление о том, почему ее нет. И тут появляется отец - это самое простое объяснение. Наличие третьего человека и восприятие связи между родителями позволяет ребенку постепенно научиться представлять, что мать не просто исчезла, а что она на данный момент находится с кем-то другим. Отец в этом треугольнике позволяет ребенку распознать источник фрустрации во внешнем мире: "Мама не исчезла, она не бросила меня, она просто ушла. Она - с папой. От меня это не зависит. Я к этому не имею отношения. Я не виноват."


Ребенок получает опыт того, что его отношения с матерью - не эксклюзивны. У матери есть другие отношения, из которых он исключен. Важно то, что этот третий - это не кто-то посторонний, случайный, всегда разный. Это регулярно присутствующий человек, о котором у ребенка формируется целостное, интегрированное представление. Кто-то, с кем и у ребенка формируется связь.


Таким образом, сначала мы имеем следующие диады отношений: "ребенок - мать" и "ребенок - отец". Затем у ребенка формируется представление о том, что есть еще и отношения "мать - отец". Это называется переходом в триаду (треугольник отношений). Ребенок впервые переживает себя в ситуации, где он не является центром, от которого исходят "лучики связей".

Триада - это своего рода прообраз человеческих отношений, база для выхода из слияния. Если ребенок остается в диадических отношениях, то есть продолжает чувствовать себя центром, от которого исходят все связи, то в будущем любые отношения, состоящие из троих или более человек, будут крайне проблематично складываться. Не получить опыта безопасного исключения из отношений между родителями - это значит не получить опыта того, что "Даже если мама с другим человеком, она все равно продолжает меня любить. Если с ней происходят какие-то перемены, это не обязательно ДЛЯ меня или ИЗ-ЗА меня".


В последствии люди, не получившие вовремя этого опыта не могут уместить в своей системе отношений представление о том, что в жизни их партнера/ребенка/друга могут быть другие люди, не угрожающие их связи. Отношения будут сопровождаться обостренным чувством конкуренции и страхом быть исключенным. Многие межгенерационные конфликты, основанные на ревности и соперничестве, закладываются именно в этот период.


Почему именно межгенерационные? Мы помним, что успешная триангуляция необходима для здорового преодоления эдипова комплекса. Это в свою очередь нужно, чтобы перестать соперничать с "отцом". То есть если ребенок получает признание родителем в детстве, он не переносит эту потребность в инфантильной форме во взрослую жизнь, он больше не нуждается в подтверждении со стороны "значимого взрослого". При том, что роль взрослого может переноситься даже на собственных детей. Так девочка, не признанная матерью, конкурирующая с ней за отца и не преодолевшая этот конфликт, будет, скорее всего, ревностно относиться к отношениям сына.


Это одна плоскость, в которой можно рассматривать последствия неоптимального развития - плоскость взаимоотношений.


И этот опыт необходим на определенном, раннем этапе развития. Потому что во взрослом возрасте человек когнитивно все может понимать, но на уровне бессознательных реакций, на уровне характера будут работать прежние схемы.

Если говорить непосредственно о личности и о личностных расстройствах, то здесь мы будем наблюдать склонность к нарциссизму, а в крайней степени - параноидальные наклонности. Ведь что такое паранойя? Это убеждение, что "все, происходящее во внешнем мире, имеет непосредственное отношение ко мне". Самые случайные события и действия окружающих воспринимаются как знаки, послания, символы. Весь мир постоянно что-то говорит параноику и это доходит до самых сложных конструкций реальности. К паранойе склонны люди, которые остались центром происходящего, от которых исходят все "лучики связей".


Таким образом, опыт триангуляции играет важнейшую роль в формировании и развитии личности. Это - база. И этот опыт необходим на определенном, раннем этапе развития. Потому что во взрослом возрасте человек когнитивно все может понимать, но на уровне бессознательных реакций, на уровне характера будут работать прежние схемы. И здесь может помочь психотерапия.




237 Ansichten0 Kommentare

留言


bottom of page